Шепелевы и Оптина пустынь


Род Шепелевых владел землями в Козельском уезде Калужской губернии. По крайней мере три поколения Шепелевых были покровителями и благодетелями Введенской Оптиной пустыни, расположенной недалеко от города Козельска.

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Знаменитый, особенно в XIX веке, монастырь Оптина пустынь был основан XV веке. По преданию основателем монастыря был раскаявшийся разбойник по прозванию Опта. "В глухом сосновом бору, на берегу реки Жиздры, он основал монастырь, который тогда представлял из себя, наверное, несколько землянок на пять-шесть человек, да часовенку, где молиться" (Солоухин В.А.). Исторические документы свидетельствуют о постоянных конфликтах между горожанами Козельска и монахами, обосновавшимися на противоположном берегу реки. Эти конфликты привели к тому, что к началу XVIII века монастырь пришел в запустение. В нем оставалось всего несколько отшельников и материальное его состояние было очень тяжелым.

В этот непростой период Шепелевы поддерживали монастырь. В 1684 г. стольники Андрей и Иван Шепелевы доставили в него "по обещанию святые местные иконы: Спасителев образ, Введенской пресвятой Богородицы, Пафнутия Боровского чудотворца, Царские врата... образ Георгия Страстотерпца "в древних летах, перенесена (сия икона) из села Мормыжева".

В 1722 г. братья Шепелевы вместе с воеводой Козельска Григорием Аввакумовичем Ардашевым ходатайствовали о востановлении Оптиной пустыни. Однако к 1724 г. состояние Оптиной пустыни стало совсем плачевным: “Строений в ней одна церковь каменная, а ограда и кельи деревянные... За оною Оптиной пустынью крестьян и бобылей пашенной земли и заводов не имеется...”. Монахов было 12 человек, а служителей и тружеников не было вовсе. Вконец обедневшая обитель Оптина пустынь указом Синода упразднена, как “малобратный монастырь” и вместе с Белевской Жабынской пустынью была “присовокуплена к степенному Белевскому Преображенскому монастырю (который) ... в 30 верстах обретается”. В Белев были перевезены разобранные монастырские ограды и скотный двор. В самой же Оптиной пустыни оставлен для продолжения церковной службы "белый поп Федор Григорьев и дьячок, которые должны были питаться подаянием от церкви. Им же дано было сенных покосов 20 копен".

Через 2 года стольник Андрей Петрович Шепелев ходатайствует перед Екатериной I о восстановлении Оптиной пустыни. Ходатайство его было удовлетворено, и Екатерина I повелела Св. Синоду восстановить монастырь на прежнем основании. Двенадцать оптинских монахов вернулись на родное пепелище. В Оптину пустынь были возвращены из Белева ризница и церковная утварь. Игумен Леонтий с братией трудился над восстановлением монастыря.

Введенский собор
Введенский собор

Сын стольника Андрея Петровича, Дмитрий Андреевич Шепелев, обер-гофмаршал двора императрицы Елизаветы Петровны, продолжил дело отца и в течении всей своей жизни покровительствовал Оптиной пустыни. В 1740 г. на средства Д.А.Шепелева построена Николаевская (Никольская) церковь.

К тому времени первый каменный собор монастыря, построенный в 1689 г. совсем обветшал и в 1750 г. был разобран. На его месте заложен был новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - во имя преподобного Пафнутия и великомученика Федора Стратилата в Оптиной пустыни. Храм был воздвигнут на пожертвования “всякого чина людей, и главным образом семьи Шепелевых”. Но в 1759 г. главный жертвователь, гофмаршал Шепелев умер и заботу о завершении строительства храма в Оптиной пустыни берет на себя его племянница, Елизавета Никитична Шепелева. Отделан собор был к 1767 г.

В 1769 - 1770 гг. "иждивением Елизаветы Никитичны Шепелевой при игумене Аристархе строится сначала колокольня, а затем завершается полная отделка Введенского собора в Оптиной пустыни".

В 1773 году в монастыре снова оставалось всего два монаха - оба глубокие старики. Но в конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать "старец" (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России.

Сайт монастыря Оптина пустынь. Хронология Истории Козельска. В.А.Солоухин "Время собирать камни". Е.В.Николаев "По Калужской земле" изд. "Исскустово" М. 1968

 

Это окно можно только закрыть
Закрыть это окно
Генеалогическое дерево Шепелевых /
Шепелевы и Оптина пустынь