Дом Баташовых-Шепелевых в Москве


Перед нами бывший дом Баташова - Шепелева (ул. Яузская № 9 - 11). Его архитектура, парк с прекрасными павильонами, тонко выполненные скульптурные украшения, композиция в целом достойны большого специального исследования... Домом этот роскошный дворец можно назвать лишь по традиции (прежде, в XVIII веке, дворцы в Москве принято было именовать домами - «Пашков дом», дом Демидова, дом Губина и т. п., а еще раньше, в XVII веке, - палатами: известны палаты дьяка Аверкия Кириллова и др.). Размах блестяще разработанной композиции, богатство и одновременно уникальная самобытность отделки, тончайшая прорисовка деталей дают все основания причислить дворец к числу лучших в Москве. Необычайно красива ажурная ограда. Пространство между изящно прорисованными белокаменными столбами с декоративными вазами заполняют звенья литой чугунной решетки. В центре ограды ворота - впрочем, этo, скорее, целое архитектурное сооружение с пилонами и нишами, с изысканными вставками в виде стилизованных раковин. Несмотря на обилие декоративных элементов, ограда и ворота производят впечатление целостного произведения искусства. Венчают пилоны два чугунных льва - прием достаточно известный, но скульптуры стоят того, чтобы на минуту остановиться.

Огромные черные звери, с приплюснутыми головами и мирно сложенными передними лапами, в сущности, мало похожи на львов. Они напоминают скорее тех фантастических животных, которыми украшались резные деревянные наличники и ворота где-нибудь в Поволжье. Все эти знаменитые львы, «китаврасы» и «фараонки» - порождение фантазии народных художников, никогда не видевших живого льва и представлявших его по рассказам и лубочным картинкам. Именно такими, провинциальными по трактовке образа и вовсе не страшными, выглядят львы на воротах баташовского дома - словно добродушные дворовые псы, взобрались они сюда и греются на солнышке.

Немного дошло до нас оград столь высокого художественного уровня, как эта, но впечатляет она не размахом, а глубоко индивидуальной проработкой деталей, общим стилевым решением. Вспоминаешь Русский музей К. Росси, знаменитую фельтеновскую решетку Летнего сада. Вспоминаешь и ш'вольно сравниваешь... Там - по-столичному крупный масштаб, выраженный не только абсолютными размерами элементов, но и предельно строгими, лаконично-чеканными формами, типичными для петербургского классицизма. Здесь и масштаб куда мельче, и характер лиричнее, мягче, теплее. Да, теплый - это, пожалуй, точнее всего. Звенья ограды и львы отлиты, по всей вероятности, на Выксунских чугунолитейных заводах, принадлежавших династии миллионеров Баташовых. В Горьковском областном музее широко представлены изделия этих заводов, а также многочисленные дипломы и награды всероссийских и международных выставок, которых они были удостоены. Ажур ограды проецируется на главный фасад дворца, и темный силуэт первого плана ложится на необычайно благородную архитектурную подоснову. Посмотрите и вдоль ограды: от ворот с их крупным передним планом виден весь ритм столбов и звеньев решетки, а дальше по обеим сторонам - боковые флигели, фланкирующие композицию.

Северный павильон

Главный дом отличает совершенство пропорций, точно найденное соотношение частей и целого, достоинство и даже величие, но только и оно здесь свое, московское. Центральный шестиколонный портик с богато декорированным фронтоном вознесен на рустованный цокольный этаж с оригинальными масками. Профессионалы говорят - сочные детали... Действительно, многие элементы декора, обычно трактовавшиеся как барельефные вставки, здесь не назовешь даже горельефами - это, скорее, объемные скульптурные композиции на фоне стены...

Стоя перед главным фасадом или перед боковым северным, невольно сравниваешь Яузскую больницу (так она раньше называлась) с Русским музеем - наиболее тонкой и изящной композицией К. Росси. Выдерживает ли дом Баташова это сравнение? На наш взгляд - несомненно. Композиция этого дворца более свободна, не подчиняется всецело главной оси. Эти отступления от симметрии в плане и объемно-пространственном решении придают всему дворцовому комплексу естественность, живое своеобразие. Росси создал прекрасный, но все же традиционный по тому времени тип дворца; здесь архитектурный шедевр совершенно индивидуальной трактовки. Добавим еще, что боковой фасад с огромной глубокой лоджией в окружении высоких парковых деревьев кажется ожившей архитектурной фантазией. Здесь вспоминаешь знаменитые декорации П. Гонзаго, но ведь они остались только на бумаге, а тут - явь... Кстати, о фасаде с огромной лоджией на втором этаже, выходящей в парк. На фотографиях начала XX века еще видно, что со второго этажа спускалась в парк богатая наружная лестница, и тогда, конечно, была яснее логика композиционного решения. Теперь лестницы нет, и контраст между очень простым низом и таким богатым верхом кажется слишком резким.

Северный боковой фасад

В упоминавшейся уже книге об архитектуре Москвы периода классицизма Е. В. Николаев указывает на умелое использование зодчим богатого рельефа, которым отличается иесь этот район. Вот, например, боковой переулок под тупым углом выходит на Яузскую улицу, фронтом к которой расположен ансамбль дворца. Сложнейшая ситуация, но как тонко обыгрывает ее архитектор! Он скашивает угол фланкирующего флигеля, и усадьба оказывается как бы плавно развернутой к улице. Архитектор отступил от канона, и композиция живет, организуя пространство и одновременно подчиняясь окружению.

За долгие годы этот выдающийся по художественной и общекультурной ценности ансамбль обветшал, в иных местах утратил первоначальный характер. Перед реставраторами вскоре встанет сложнейшая задача, ибо нельзя будет обойти стороной и боковые павильоны, и церковь Мартина-исповедника, и уникальный парк с его красивейшим рельефом, подчеркивающим яркую индивидуальность всей дворцовой композиции. Мало сказать: реставрация комплекса актуальна - речь идет о спасении шедевра русской архитектуры!.. Даже при высочайшей художественной и исторической ценности многих московских памятников уникальный ансамбль дома Баташовых-Шепелевых без скидки можно поставить в один ряд с «Пашковым домом», Большим театром, Музеем Революции. Со временем больница, надо полагать, переедет в современное здание, и тогда Москва обогатится еще одним великолепным музейным комплексом.

Кто же создал этот архитектурный шедевр? Теперь принято считать, что дом Баташова построен в самом конце XVIII века талантливым крепостным архитектором М. Кисельниковым. Об этом зодчем известно мало. Не только выдающиеся художественные достоинства, но и характер прорисовки многих деталей дома дают некоторые основания предполагать, что в его создании принимал участие Родион Казаков, авторство которого в создании упомянутой выше церкви Мартина-исповедника документировано. Но, может быть, так высок был талант самого М. Кисельникова? Впрочем, во многих старых изданиях дом этот безоговорочно приписывался В. И. Баженову...

Во время наполеоновского нашествия 1812 г. во дворце располагался штаб маршала И. Мюрата, что волею судеб и спасло здание от пожара.

Из книги: М.Милова и В.Резвин "Прогулки по Москве"; изд-во "Московский рабочий" 1988 г. стр. 286-292.

 

Вернуться назад
Закрыть это окно
Генеалогическое дерево Шепелевых / Дмитрий Дмитриевич /
Дом Баташевых-Шепелевых в Москве